MashPit на Solit'2012. Итоги и впечатления

Опубликовано: 30.1, 2012 -- Igor Kandyba

Вот и закончился двухдневный айтишный марафон под названием «Первая региональная IT конференция «Солит» (выпуск второй), и традиционно проходящий в ее рамках мэшпит. А значит — пора подводить итоги, и делиться обещанной информацией о том, что было сделано, что получилось, а к чему все еще надо стремиться. Про то, что такое мэшпит, и наше видение его на этой конференции, можно почитать здесь http://meetup.by/news/182, поэтому скажем только, что это была возможность проявить себя в максимальном количестве активностей — начиная от веб-разработки, мобильного девелопмента, и заканчивая консультациями и изучением новых языков и технологий. У нас было 24 часа на то, чтобы познакомиться, сформировать команды, наладить рабочий процесс, избежать острых камней и в конце концов произвести на свет продукт умственного труда — будь то прототип проекта, вклад в развитие open source сообщества, или разработанный план реализации сервиса. Ну и конечно, все это должно было укладываться в определенные критерии — открытость, реалистичность, польза, интерес и конечно же — фан. Сначала немного общей статистики. Мэшпит в той или иной форме участия посетило около 17 человек, из них около половины работало все время и как правило — сразу на нескольких проектах, хоть это и было очень тяжело. На стадии генерирования идей были сделаны наброски 10 потенциальных проектов, из которых на реализацию попали 4. Реальная длительность мэшпита — около 15 часов, ведь надо было еще и на культурную программу успеть, и пива выпить, и отдохнуть не забыть. Итак, не откладывая в долгий ящик, пробежимся по проектам.

Работа с сайтом Белстата с целью получения машиночитаемых данных для их последующей обработки и визуализации

Проблема. Официальные источники в Беларуси выкладывают в открытый доступ просто море информации, в которой содержатся как важные макроэкономические показатели, так и гораздо более локальные данные, полезные для анализа узких проблем. Но, как известно, с голыми данными кашу не сваришь, и сами по себе они ценности не представляют. Но все моментально меняется, если их можно обработать, сделать выборку, отфильтровать ненужное, сравнить массивы, установить зависимости между казалось бы не связанными объектами. Да найти ошибки и неточности, в конце концов! К сожалению, для того, чтобы делать с этой информацией чудеса, ее необходимо получить в готовом для машинной обработки виде — будь то Excel документ (в худшем случае), или гораздо более удобные для работы форматы XML, JSON, REST и т.д. А этого у нас нет. Есть HTML страницы с хаотичной версткой, есть PDF документы, анализ которых невозможен в принципе. Но это не значит, что нельзя было не попытаться. Аналоги. Вообще-то, выкладывание статистики в удобоваримом виде заложено на уровне законодательства во многих странах. В США, например есть http://www.data.gov (поддерживается государством), в России http://www.opengovdata.ru (некоммерческий), не говоря уже о таких вещах, как http://www.datapult.info/ru, позволяющими простым неподготовленным пользователям работать со своими датасетами. Состояние проекта перед мэшпитом. Обсуждался несколько раз в приватных разговорах, дальше разговоров дело не заходило. Что хотелось сделать. Проанализировать как можно больше документов Белстата, постараться найти какие-то паттерны, на основе которых написать парсеры, хотя бы для одного вида данных. Ну и конечно же, постараться что-то тут же извлечь. Что получилось. Разнообразие типов абсолютно не структурированных таблиц на Белстате такое, что даже конвертировав PDF в текстовый формат, вычленить зависимости просто физически невозможно. То есть фактически, для каждого документа надо писать свой парсер, что в свою очередь значит, что проще забить все данные в программу вручную, чем пытаться что-то конвертировать. Поэтому мы решили зайти с другой стороны. Был снят полусерьезный-полушутливый видео ролик — обращение к Белстату (не уверены правда, что на чиновников это подействует). Также решено заняться вопросом вплотную — посредством запросов в само учреждение и через юристов попытаться узнать, каким образом подобные данные можно получать гражданам Беларуси. Ведь где-то там исходная информация все таки есть. Проект уже получил известность на Солите и вызвал серьезные обсуждения. А это значит, что работа по нему обязательно продолжится.

Изображение

Перевод Drupal на белорусский язык

Представлять систему, на которой работает почти три процента сайтов в мире, в том числе такие, как The Economist, The White House, и Интерфакс-Запад, даже как-то неудобно. Но вот незадача — в то время как украинцы и россияне уже давно и успешно занимаются локализацией и языковой адаптацией системы под родные языки, в Беларуси активный перевод системы остановился года полтора назад. Проблема. Поскольку перевод системы лежит целиком на плечах комьюнити, то и винить в отсутствии нормального перевода нам следует только себя. А значит, почему бы не дать здоровенного пинка белорусскому Друпал сообществу и наконец-то начать переводить, а не жаловаться на судьбу! Собственно, это и было сделано на мэшпите. Состояние проекта перед мэшпитом. Отсутствие команды переводчиков, отсутствие переводчиков вообще, какие-то непонятные переведенные строки, куча мусора в строках, то есть фактически не было ничего, кроме самой проблемы. Что хотелось сделать. Как-минимум, собрать несколько ответственных людей, организовать совместную работу, поработать над списками спорных слов, провести тренинг по интерфейсу localize.drupal.org, и главное — наколбасить как можно больше строк качественного перевода ядра седьмой версии системы. Что сделано. Почти 1000 строк переведено, количество переводчиков увеличилось с трех до минимум 10 активных, готовых помогать и в дальнейшем. Принято несколько важных стратегических решений. Все кто хотел, разобрались с интерфейсом Л.Д.О. Итого — 100 процентное попадание в реализацию задач мэшпита. За прогрессом проекта можно следить тут: http://localize.drupal.org/translate/languages/be, а помогать переводить тут: http://localize.drupal.org/translate/languages/be/translate?project=&sta...sid=0

Квест-Гид

В Солигорске, где скопление айтишников на квадратный метр значительно замедлило скорость интернета БелТелекома, для проекта Квест-гид можно было сделать очень много полезного. Тем более, что в одном месте были люди готовые и могущие помочь в создании технической базы, без которой, проект априори не имеет жизни. Проблем много, начиная от того каким должен быть маршрут (линейный, штурмовой и т.п., а лучше всего чтобы можно было любой использовать), исходя из этого и написание программы тормозится (не говоря уже о том, каким именно языком писать программу, и кто в дальнейшем будет её поддерживать). Опора на какую карту должна быть, для выставления точек квеста? Чекиниться надо или нет? Если нет, то как работать должно, чтобы квест оставался квестом? И в идеале, было бы иметь мобильное приложение. И чем дальше, тем больше возникает вопросов как это сделать, чтобы работало и было юзательным для совершенно не продвинутого пользователя. Перед мэшпитом была только идея и то как это работает на схожих сайтах (проверено на пробном маршруте, и отмечено, то хорошее что есть, и чего не хватает, но очень хочется). Хотелось всё и сразу, но за 24 часа это не реально (разработать дизайн, сделать сайт, продумать все нюансы, наполнить профили, проверить в действии и т.п.) Поэтому было сделано: — дизайн сайта (пусть пока и пробный — мы ищем, пробуем, экспериментируем); — выбран логотип; — придуман слоган (пока на англ., на бел., рус., пол. ищем колорит отражающий суть) — придуманы пробные промо-материалы (как приятное дополнение) — концепция проекта представлена всей аудитории конференции Солит, собраны вопросы и предложения по улучшению. Итого - проект в активной фазе разработки.

FrendLoc

Этот проект олицетворяет собой всю концепцию подобных мероприятий. Ведь само слово «мэшпит» значит смешивание разных технологий для получения чего-то нового, эксперименты, опыты, драйв. На этот раз такое смешивание было сделано буквально за четыре часа одним человеком. В качестве платформы для эксперимента был выбран Twitter и Google Maps, язык разработки — PHP. В настоящий момент в сети уже находится рабочий прототип, но поскольку он требует от пользователя ввода пароля в чистом виде, использовать его крайне не рекомендуется, поэтому и ссылку здесь светить пока не будем.
Суть проекта.
Концепция и конечная цель все еще в разработке, но уже сейчас заложен твердый фундамент для развития. Все, что сервис делает сейчас — вытягивает из Твиттера через API местоположение ваших друзей и показывает его на карте. Своеобразный Google Latitude, только без Гугла. Возможное развитие и применение. А теперь представляем, что можно делать фильтры по хештэгам, то есть юзеры смогут выкидывать в сервис только определенные сообщения, привязанные к карте целенаправленно. Например, сообщить всем, где вы находитесь и что собираетесь сделать прямо сейчас, или анонсировать какое-нибудь событие — возможности практически бесконечны. Перспективы. Разработчик настолько вдохновился своим мини-проектом, что клятвенно обещался его развивать, и уже в течение недели-двух будет готовый сайт с минимальным, но уже полезным функционалом. ###Проект meetup.by Не обошлось без обсуждения новых инициатив и здесь. В самом ближайшем время на сайте появится своеобразная «витрина» проектов, находящихся в стадии разработки. На самом деле, основная проблема креативных некоммерческих инициатив — не отсутствие финансирования или связей «в верхах», а недостаток людей, готовых делиться своими знаниями и умениями. Очень часто нужно всего лишь несколько часов работы программиста, чтобы идея превратилась в работающий проект, приносящий пользу и радость всем. Мы будем стараться искать таких людей всеми возможными способами через распространение информации о таких инициативах. Будут и обсуждения, и рейтинги и возможно даже конкурсы. Также начали продумывать идеи оффлайн проектов в рамках MeetupLab, вплоть до организации импровизированного IT мини шоу. Посмотрим, что у нас получится. Есть мысли больше экспериментировать с видео, выкладывая выступления и записи со встреч в открытый доступ.

Кроме этого, в будущем собираемся вернуться к идее "Open City": http://meetup.by/idea/189, и продолжаем работу над базой (и возможной 3D-моделью с демо аугментированной реальности) для Храма Фара Вітаўта в Гродно http://meetup.by/idea/192.

Главный результат мэшпита В общем-то, тяжело так сходу сказать, что стало самым главным. У каждого участника это главное свое. Как можно передать атмосферу свободного общения, позитива, обмена идеями, когда можно подойти к каждому с любой проблемой и вопросом, или сходу решить головоломку, над которой кто-то бился неделями? Поэтому о результатах можно будет серьезно судить по реальным делам, а какими они будут - как всегда, зависит только от нас. Очень здорово, что вокруг проектов организовались реальные команды, которые продолжают заниматься идеей и после мероприятия.

Категории: 

Комментарии

Аватар пользователя Art.tatsiana
Автор: Art.tatsiana;

Фоточки появляются=) Это круто! Надеюсь, что скоро и видео начнёт появляться;)

Аватар пользователя Igor Kandyba
Автор: Igor Kandyba;

Спасибо! Будем пробовать делать подробные отчеты почаще, с митаплэба например. И как-то их структурировать чтобы легче было найти.